martedì 15 novembre 2016

Итальянские дороги, или как выжить на дорогах Италии (Le strade italiane)


Покатавшись день по итальянским дорогам, начинаешь понимать, почему жители этой жаркой страны за рулем так много ругаются, даже самые сдержанные из них: потому что по-другому это не называется.
Их агрессивный стиль вождения всегда дарит массу впечатлений и заставляет вспомнить самый изощренный лексикон нецензурного итальянского.
("Непокорный торнадо", Кэтти Спини) 

Итальянские дороги мне всегда дарят массу ощущений, впрыскивая в мою кровь изрядную дозу адреналина. :) "Движение на итальянских трассах считается одним из самых опасных в Европе. Для большинства итальянцев любая дорога воспринимается как трасса Формулы 1." (Непокорный торнадо, Кэтти Спини).
В целом и общем, каких-то специальных правил дорожного движения в Италии нет. Все как всегда: в городе 50 км/ч, за пределами города - 90, автодороги - 110, автотрассы - 130.
Тут стоит сделать небольшое отступление и сказать, что итальянцы соблюдают скоростной режим (если соблюдают) только там, где есть камеры. Во всех остальных случаях средняя скорость потока не будет соответствовать разрешенной. И неважно, что идет ремонт дороги или что это - опасная дорога, узкая и с канавами по бокам, или вообще дорога в горах.

Автотрассы у итальянцев платные. Причем, оплата идет по пройденным километрам, а не как, например, в Чехии или Австрии - виньеткой. Существуют разные сайты, где можно рассчитать, сколько будет стоить какой-то отрезок дороги. Правда, у нас еще ни разу не совпало (но надо признать, что в меньшую сторону), потому что какие-то отрезки становятся периодически бесплатными всвязи с ремонтом или чем-то еще. Например, вот здесь можно рассчитать примерную стоимость.

Оплата.
Существует два варианта: обычный билет, который потом оплачивается картой или наличными на выезде, или TELEPASS.
TELEPASS. Если в двух словах, то эта специальная карта, которая позволяет проезжать терминалы без остановки за счет наклееной на лобовое стекло специальной наклейки. Камера считывает номер машины и списывает со счета в банке оплату. Полагаю, что это актуально для тех, кто постоянно пользуется итальянскими автострадами.
Тем же, кто просто в отпуск ездит в Италию, актуально пользоваться самыми обычными билетами.
Поэтому при въезде в зону терминалов, надо выезжать на правильную линию.
Здесь - справа, где написано biglietto (телепасс там тоже может ехать, но главное, что и обычный билет можно взять)

Конечно, иногда можно застрять в очереди, но обычно все проходит достаточно быстро, а пробки обусловлены не пробками на терминалах, а проблемами на выездах на трассу с пробками. Ну ведь те, кто будет с картой телепасс, встанут в эту пробку точно также.

Также нужно встать в правильную очередь на выезде! 


Соответственно, вставать надо в ту очередь, где нарисованы наличные либо карты, только помните, что к оплате принимаются кредитные карты!

При оплате наличными, подъезжая к шлагбауму, нужно либо отдать билет контролеру, который потом озвучит сумму к оплате (она также будет написана на дисплее), либо вставить билет в автомат и оплатить нужную сумму. Автомат выглядит вот так.


Собственно, билет нужно вставлять в отверстие в левом нижнем углу. Когда сумма высветится на дисплее справа, то для монет откроется "карман" с надписью  SOLO MONETE (посередине в центре), а банкноты - вставлять в ниже, где написано SOLO BANCONOTE.
Вот эта красная кнопка нажимается только в случае разных неполадок - это вызов помощи :).

В общем-то, сложностей никаких.

Кстати, должна заметить еще одну очень положительную деталь. Как-то мы въехали на автостраду по чистой случайности (свернули неправильно на круговом движении). Соответственно, назад выехать не было возможности. Пришлось брать билет и ехать до ближайшего съезда с трассы и, как я думала - оплачивать эти километров 5. Так нет! Нам сказали Arrividerci! - и открыли шлагбаум. Приятность, заключается в том, что дают право на ошибку: между двумя ближайшими въездами на коротком расстоянии оплату не берут.

Стоит отметить еще один момент: как правило параллельно платной трассе идет дорога бесплатная. Это самые обычные дороги, где разрешенная скорость 110 км/ч, которые периодически проходят через населенные пункты, а значит, скорость уже 50 км/ч (итальянцы едут быстрее), но если речь идет о 50-100 км и есть время - это не такая уж и плохая альтернатива, мы ей частенько пользуемся в целях экономии. И надо сказать, что автотрассы от пробок ни разу не спасают. Я уже сказала, что итальянцы - далеко не самые дисциплинированные водители, потому на автотрассах нередко случаются аварии помимо ремонтов дорог, что создает многочасовые пробки, которые уже принудительно приходится объезжать по альтернативным дорогам.

На автотрассах, соответственно, имеются автозаправки с магазином и туалетом. Кстати, всегда стоит помнить, что бензин на автотрассах дороже, чем на обычных дорогах!

На автотрассах стоят периодически измерители скорости. Самый строгий - это Tutor. Об этом неоднократно предупреждают, и это, пожалуй, единственный способ заставить итальянцев снизить скорость.


"Мало того, что итальянцы не соблюдают ограничений скорости, по крайней мере там, где нет камер, так они еще и не соблюдают дистанций. Именно в Италии над автострадами висит призыв следовать не только скоростному режиму, но и держать дистанцию, поскольку всем известно, что чем больше скорость, тем опаснее становятся маленькие расстояния между машинами. На таких высоких скоростях и коротких дистанциях итальянцы умудряются лихо совершать маневры с одной полосы на другую, не включая при этом сигнал поворота. Они просто начинают прижиматься сбоку, что является явным признаком их желания перестроиться на соседнюю полосу.".
А если они их и включают, то потом забывают выключить! То есть вот едет авто с мигающим поворотником. а ты думаешь: то ли забыл выключить, то ли сейчас метнется прямо перед твоим носом...
И что меня еще категорически возмущает на автотрассах, так это то, что вот едешь по левой полосе, обгоняя вереницу фур, едешь со скоростью не менее 130 км/ч, и тут сзади тебя настигает горячий итальянец, болтающий по телефону, смеясь и жестикулируя. Понимаешь, что он спешит. Даже опаздывает. Он ведь уже давно должен был явиться на место встречи, но, увы, собираться он начал только тогда, когда должен был уже приехать. Но надо же иметь и совесть! А не наседать сзади при такой скорости на расстоянии 30 см между бамперами, подавая раздраженные сигналы фарами. Мне все равно деться некуда: слева бетонное ограждение, справа фуры, близко едущие друг к другу, а взлетающие машины еще не придуманы!


"Но ситуация усугубляется еще и тем фактом, что сцены, показанные в фильмах о способности итальянцев писать за рулем смс и почитывать печатные издания, не являются выдумкой. И транспаранты все над теми же автострадами призывают также задуматься о том, что жизнь дороже смс." 

Например, такая сцена есть в фильме "Scusa, ma ti chiamo amore", с непревзойденным Raoul Bova. Но я думала, что это как обычно - преувеличенно  для фильмов (хотя в фильмах часто показывают не выдумки, а именно стереотипы). Но, когда однажды мы вяло ехали по пробке со скоростью 30-40 км/ч, и я увидела, как водитель впереди едущей машины читал, разложив на переднем пассажирском сидении не то газету, не то карту, причем читал не беглым взглядом, а вполне так внимательно, в один из моментов увлекшись настолько, что машину у него повело вправо, заставив машину соседней полосы буквально отпрыгнуть на обочину, я поняла, что стереотипы не так уж и преувеличены...

А вообще надписи над автострадами меня иногда вгоняют в ступор. Вот, например, 
 "Встречное транспортное средство, остановитесь справа!" Помимо всего прочего я задаюсь массой вопросов: если ему надо в обратную сторону, то как он попал сюда? Ведь при въезде на автотрассу выехать на встречную полосу нет никакой возможности! А если он невменяем, то каким образом он получил права? И замечает ли он, что едет по встречной полосе автострады, где скорости, простите, 130 км/ч? 
К сожалению, это не шутка, это правда периодически слышно в новостях.

Что же касается указателей съездов с трасс, то все предельно прозрачно. За 2-3 км есть предупреждение о съезде, 

также метров за 500-800, а потом непосредственно на выезде. 

В общем-то как на всех европейский трассах. Просто однажды читала мнение, что ничего не понятно, где съезжать, а не съедешь - потом еще много километров до следующего съезда ехать. Типа итальянцы так специально сделали, чтобы туристы больше за дорогу платили :). Честно, я не знаю, по каким автострадам эти люди ездят. Судите сами:


А где-то даже на самой дороге нарисовано, что сворачивать надо!

 Другой вопрос, что нужно точно знать название нужного выезда, что легко выяснить либо в Google маршруте, либо в навигаторе. Понятно, что есть выезд просто на Милано, а есть на Milano  Sud, Milano Nord и тд. Ну и также если ехать из Милано в Наполи, и через 100 км от Милано надо будет сменить одну трассу на другую, понятно, что там не будет указателя на Наполи, потому что до Наполи еще сотни километров.

Кстати, будьте внимательны с фурами! причем не с итальянскими номерами, а со словенскими! Есть у них отвратительная манера пытаться влезть в небольшое пространство между машинами в левом ряду, чтобы обогнать впереди едущую фуру. И не смотрят они, что по левой полосе едут другие машины. И не пропустят ни за что. Просто включают поворотник и выезжают на левую полосу, а тому, кто по ней едет, приходится резко тормозить. 

А что же в городах? А в городах ситуация немногим лучше, чем на автострадах :). 
Оставлю видео на перекресток в Неаполе :D. Это, возможно, квинтэссенция, но для Неаполя - это нормально. и таких перекрестков в разных городах немало.

 


"Красный свет светофора имеет множество оттенков. Например, красный на перекрестках может быть «совсем красным» или «почти красным». «Почти красный» – это на просматриваемом свободном перекрестке. То есть если перекресток имеет хороший обзор, если никто не едет, то не имеет смысла ждать смены светофорного сигнала, особенно если куда-нибудь опаздываешь. На опасных же перекрестках с интенсивным движением красный, конечно, становится «совсем красным». Ну, или приезжает машина скорой помощи.

Красный свет ночью или ранним утром на пешеходном переходе не такой уж и красный. Все равно ведь пешеходов нет, потому можно ехать дальше. Вообще говоря, быть пешеходом в Италии – это не преимущество, как в других европейских странах, а наказание. Здесь перед пешеходным переходом никто не останавливается. А если турист из соседних содружественных стран это все-таки сделает по привычке, выработанной этикой европейских дорог, то все вокруг едущие водители его непременно обругают изысканными выражениями, а также сердитыми звуками клаксонов. Кстати, автомобильные клаксоны в Италии тоже очень экспрессивны и разнотональны, потому что они призваны выражать пожелания, мысли и настроение своих хозяев. Таким образом, в Италии водители умеют разговаривать при помощи звуковых и световых сигналов, подаваемых железным конем. И все друг друга понимают. Плохо приходится только гостям этой солнечной страны. Хотя бы потому, что мигание фарами, обозначающее в других странах «проезжай ты», в Италии обозначает «пропускай меня, проезжаю я».

С дорожной разметкой тоже не все гладко. В теории она, конечно, существует. Но это правило – опять же повод для нарушения. То есть ехать, немного не вписываясь в свою полосу, или совсем чуть-чуть выезжать на встречную на поворотах – это нормально для итальянских дорог....©



На узких двухполосных дорогах ситуация осложняется наличием разного рода самодвижущихся и не только повозок: мопедов, на которых сидят влюбленные парочки, поглощенные друг другом и умудряющиеся время от времени обмениваться поцелуями; едущих рядом мотоциклов, водители которых ведут интеллектуальную и увлеченную беседу;...©



...велосипедов, которые, видимо, представляются своим владельцам автомобилями, потому велосипедисты немного ошибаются с габаритами и едут посередине проезжей полосы...
 А еще надо не забывать о таких очаровательных участниках, как трехколесные тачанки Ape Piaggio, которые используются для перевозки всякой всячины фермерами и владельцами прочих загородных резиденций. ©

 ...Они весьма и весьма безобидны, только вот передвигаются очень уж медленно, что сильно раздражает жителей Апеннин, привыкших ездить с ветерком. И чем глубже на юг, тем больше движение напоминает броуновское, а его участники свято верят, что они единственные на дороге города."


Всегда нужно помнить, что в некоторых итальянских городах ограничено движение по историческому центру. То есть есть зоны, куда можно въезжать, только купив спец.карточку. Такое, например, в Риме, Флоренции, Тренто, Лукке, Сиене... Да много где! Надо конкретно про каждый город узнавать. Потому что никаких шлагбаумов и других пропускных систем там нет. Зато есть камеры, которые считыват номер и наличие разрешающей наклейки на лобовом стекле, и в случае ее отсутствия, присылают штраф.



Поэтому машинку свою нужно оставлять на стоянках. Во многих городах организованы большие стоянки на окраине, некоторые вообще бесплатны (например, Тренто), некоторые за 1-2 евро в день (например, Бари). Часто это система "Парковка+бус", то есть рядом с парковкой есть остановка автобуса, чтобы доехать до центра. Удобно. Но всегда стоит посмотреть, о какиех реально расстояниях идет. Например, в Тренто окраина в 15 минутах ходьбы пешком от центра. В Бари - минут 20-25, но!: вдоль моря. Уж и не знаю, зачем нужен этот бус :).
В весьма крупных городах можно найти место на окраинах в спальных районах недалеко от станций метро. Главное, всегда знать, как работает метро :). Мы однажды оставили машину в Торино на Massaua, доехали на метро до центра и при выходе увидели, что в тот день метро работает только часов до 7 вечера. Потом на автобусах добирались :)

Там, где расстояния побольше, организуют парковки ближе к центру, часто подземные и многоуровневые, но и цены там соответствующие. 15-20-25 евро за часов 8 стоянки. Хотя если поискать, можно, конечно, найти экономичные варианты. В Торино, например, Park "Madama Cristina", Via Giolitti, 15 - подземная и недорогая (мы за 5 часов 7 евро заплатили). В Болонье тоже Garage Stazione Centrale, Viale Pietramellara, 27 - 1,5 евро в час.

Стоит ли рассчитывать на уличные парковки? Попытать счастья, конечно, можно... Но итальянцы по полчаса кружат ежедневно в поисках парковки у дома и офиса
 Парковаться бесплатно можно исключительно на белой разметке. Синяя разметка - это платная парковка на определенное время. Все условия написаны на указателе на парковке, а тарифы устанавливает каждая коммуна самостоятельно, но, как правило, они недорогие 0,50-2,50 евро в час. Соответственно, надо купить билет в паркомате (если нет паркомата (у пляжей, например), то такой билетик можно купить в баре либо в Edicola - где газеты продаются) и положить талончик под лобовое стекло. Желтая разметка - это парковка для избранных (инвалидов, спец.техники и тд).
Паркоматы выглядят по-разному, но суть одна, разобраться несложно.
 

 Вот одна из классических табличек парковки: "Парковка все дни (tutti i giorni) с 8 до 22, 1 евро за 1-й час, 1,5 - за 2-1, 2 - за 3-й. Sosta massima consentita 3 ore - максимально можно стоять 3 часа."
Или вот еще: парковка для авто, мото и велосипедов с 8 до 23 за 1,5 евро/час.

Вот тут написано:
"Парковка платная все дни кроме выходных 
с 6:30 до 13:30 и с 15:30 до 20:30. 
Тариф за час 0,60 евро. 
Минимальный обязательный платеж 0,20 евро."

 А вот здесь парковка с 8 до 24, но в выходные с 6 до 13 парковаться нельзя.

Но относительно итальянских городов, особенно исторических центров, всегда стоит  помнить, что
"....припарковать машину... это всегда очень трудно сделать в итальянских городах...© 

...Все парковочные места обычно забиты плотно прижавшимися друг к другу железными конями, расставленными в весьма творческом порядке. Итальянцы не сильно заботятся о том, как они паркуют свое авто. Парковочная разметка – это вообще не для них, а для дисциплинированных иностранцев. А итальянцы ставят машины поперек, наискосок, под углом....©


...Припаркованным считается даже автомобиль, у которого втиснут нос между двумя другими машинами, а увесистая задняя часть высовывается на дорогу так, что ее приходится объезжать. Ну не поместился «Фиат-Фримонт» на место размером с «Фиат 500», ну что поделаешь? ...©


...Кстати говоря, если есть критическая жизненная необходимость (например, газетку быстренько купить или взбодриться чашечкой ристретто), то итальянцы могут примостить своего стального коня и на пешеходном переходе...©


...На автостоянках они любят прижиматься точно так же, как на дорогах, а поэтому выезжают с парковок часто «на слух», то есть отъезжают назад до легкого соприкосновения с сзади стоящей машиной....© 

...И существует еще одно правило парковок: парковочное место занимает не тот, кто его увидел первым и собрался припарковаться, а тот, кто оказался проворней и умудрился первым вкатить свою машину на свободное место."

Вот еще  один гений парковки: Торино, Виа По. Водитель вышел на 2 минутки, газетку купить.

А вот парковка в два ряда. Рим. А в Наполи - так в 3 ряда паркуются! Я спросила своего друга-наполитанца, как они выезжают с таких парковок. "А никак," - говорит, - "ударим ногой по колесу и идем пешком" :)


В заключение... Все это было бы смешно, если бы не было опасно. Но при наличии повышенной внимательности, молниеносной реакции и альпийском хладнокровии есть все шансы выехать с итальянских дорог целым и невредимым :).

Всем удачи, зеленого света и адекватных водителей на итальянских пистах! :)



Nessun commento:

Posta un commento