giovedì 28 febbraio 2013

Италия, Рим (Italia, Roma)

Chi Roma non vede, nulla crede (proverbio italiano)
//
Кто не видел Рима, тот не видел ничего (итальянская пословица)

– Рим – поразительное место!
- Это верно... Это бесконечный город, который никогда не открыть и не познать до конца.
- Даже если бродить по нему всю жизнь?
- На его изучение нужны несколько жизней...  Потому что, бродя по Риму, начинаешь дышать им и пропитываться его духом, незаметно влюбляясь. И это навсегда.

(©"Стереть прошлое" Кэтти Спини)
 





Снова сердце трепещет от ощущения, что ты вернулся домой. И неважно, что мы впервые в этом городе...

Уехать из аэропорта можно на поезде со Stazione Ferrovia и доехать до Рима на обычной электричке за 8 евро (до станции Tiburtina) или на экспрессе за 14евро (до станции Termini). Мы решили ехать до Рима на обычной электричке. В аэропорту стоит идти, ориентируясь на указатели с поездом. Если же выйти из аэропорта, то находится здание вокзала справа. В принципе, найти его легко, потому что на здании висит большой значок с логотипом итальянских железных дорог (кто не знает, как он выглядит, может посмотреть на сайте http://www.fsitaliane.it/homepage.html Тут же и цены на билеты можно узнать). Купить билет не составляет проблем в автоматах на станции,  которые имеют 5 языков (английский, итальянский, французский, немецкий, испанский).

К счастью, мы приехали уже вечером, жара спала, но было ясно, что тут мы будем плавиться. Со станции мы попали в метро, чтобы доехать до своей станции Termini. Билеты на метро стоят 1,5 евро, и купить их тоже легко в автоматах (обычных касс мы, кстати, не видели), которые также имеют 5 языков. Правда, местами 1 из автоматов может не работать, таким образом, у нас безвозвратно были съедены пару евро. Пользоваться им очень просто: нужно выбрать язык, затем в меню выбрать нужный тип билета:
- BIT (€ 1,50) Biglietto Integrato a tempo - это самый обычный билет, действующий 100 минут;

- BIG (€ 6,00) Biglietto Integrato Giornaliero – это билет на 24 часа;

- BTI (€ 16,50)  Biglietto Turistico Integrato – билет на 3 дня со времени первой поездки до 24 часов третьего дня;

- CIS (€ 24,00) Carta Integrata Settimanale – это билет на неделю со времени первой поездки до 24 часов седьмого дня.

Кто владеет языками, более исчерпывающую информацию может получить здесь http://atac.roma.it/index.asp

Что сказать про римское метро… Однообразные, обшарпанные станции, куча народу, толкотня, суета, но главное, что пока с улицы дойдешь до поездов, нужно пройти такими невероятными подземными странствиями по переходам, что уже начинаешь сомневаться, что когда-либо дойдешь до поездов. Благо указатели везде висят…

Что касается быстрого перекуса, то всякие кафeшки, пиццерии, gelateria и пр. есть везде, открываются в разное время, в общем покушать можно почти всегда, а вот супермаркеты работают максимум до 21 часа, а многие еще и с перерывом на обед в районе с 13 до 15. В воскресенье супермаркеты не работают вообще. И вообще продуктовые магазины не работают. Но автоматы, где можно на 1,80 евро купить сэндвичи (2 штуки в пачке), есть на станциях метро и работают они круглосуточно, видимо.

Еще можно купить пиццу в забавной розовой машинке с надписью "Pizza a Mortazza" – это своего рода соединение быстро приготовляемой еды с римскими кулинарными традициями. Идея принадлежит Адриано Антоньоли и его напарникам. На борту этой милой машинки готовят белую пиццу исключительно с болонской мортаделлой.

  Относительно питья:

В Риме воду покупают только туристы Римляне пьют воду из фонтанелл. Еще древние жители построили эту систему водоснабжения в Риме, без нее они бы просто не выжили под палящим римским солнцем. С тех пор свежая родниковая вода есть в Риме всегда. Если ты способна потерпеть еще несколько метров, мы дойдем до какого-нибудь «nasone».

И не стоит бояться из них пить – это в самом деле хорошая, свежая питьевая вода, идущая из недр земли. Эти источники римляне обустроили сотни лет назад. На самом деле без них они, видимо, не выжили бы, ибо пить тут хочется всегда. И можно увидеть, как жители города заливаются этой водой, приходя с большим количеством пластиковых бутылок.

На Termini, кстати, есть большой продуктовый супермаркет с не очень либеральными ценами, громадный книжный магазин (куда мы забежали, чтобы купить книжку Дель Пьеро), куча всяких кафешек, а также одежных магазинов, в том числе и Beneton, но мы во всех этих магазинах не были, ибо времени на шоппинг в Риме у нас лично не было вообще.

Итак, на следующее утро, выпив каппуччино с круассаноми и съев итальянского мороженого, мы отправились изучать Вечный город.

Рим – это интернациональный город. Повсюду снуют индусы, арабы, а в местах достопримечательных еще и негры, которые впаривают всем разные безделушки, а также шляпы, которые они водружают прямо себе на голову в количестве штук 10… Повсюду слышится самая разнообразная речь, официанты в кафe говорят, похоже, на всех языках мира по чуть-чуть.

Движение… Конечно, не Неаполь, но и не Болонья, а тем более Торино. Движение очень похоже на броуновское. Например, нормальная картина для Рима – это когда из 3-го левого ряда машина поворачивает направо, подрезая всех справа едущих; справа едущие страшно матерятся и энергично жестикулируют, а тот, что поворачивал, повернув, высовывается по пояс из машины, выкрикивая "vaffanculo" и размахивая руками. А потом все разъезжаются. Это нормально… Вообще, итальянцы очень много жестикулируют, они в принципе не ходят так, чтобы руки у них были заняты. По крайней мере, одна рука должна быть свободна, иначе не получится выразить свои мысли в полной мере.

Мы были в Риме во время Евро-2012, поэтому там было много футбольных болельщиков Италии и Испании, которые ходили большими группами с флагами и усиливали еще более шум города. Но никаких столкновений между противоположнами группами мы, к счастью, не видели.

Еще раз скажу о футболе. Если вы являетесь тифози какой-нибудь итальянской команды, в Италии не стоит ходить в атрибутике любимого клуба. Даже если Вы - болельщик Ромы, не думайте, что ходить в Риме в футболке Ромы безопасно. А уж тем более - в футболках Лацио... И в футболках Юве, Милана, Интера тут тоже ходить не стоит. Может, если только одеть футболку какого-нибудь клуба из нижних строчек турнирной таблицы, над вами только посмеются. Но, если очень хочется, то лучше надеть футболку Squadra Azzurra.


В июне в Риме жарко, вполне можно расплавиться, посему в Рим лучше ехать не летом… Но нам ничего не оставалось, как плавиться. Кстати, пришлось-таки купить эти самые шляпки, иначе помутнения сознания не избежать.

Про сувениры… Сувенирных магазинчиков в Риме куча, но чем ближе к какой-нибудь достопримечательности, тем выше цены, что логично…

Итак, мы двинулись в путь от станции Termini. Сначала мы шли по via Cavour по направлению к Колизею, но с заходом в Santa Maria Maggiore.

Нда… этот собор впечатляет! Как всегда размерами и внутренним декором. В общем-то, он и снаружи красив, но когда входишь внутрь, поражаешься величию  и декору. Базилика хранит уникальные произведения искусства и важные христианские реликвии. Мозаики центрального нефа и триумфальной арки – нач. Vв., апсиды - кон. XIII в. Потолок из позолоченной древесины.
Пол в стиле косматеско. Христианские реликвии - ясли, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос (Presepio di Cristo), древняя чудотворная икона Божией Матери "Спасение народа римского". Собор служит усыпальницей великого Бернини. Открыт он с 7 утра до 7 вечера, а форма одежды – закрытые колени и плечи (при нас девушек в коротких шортах не пустили)
Дальше мы отправились к Колизею. Шли-шли по улице -  и вот неожиданно вывернули на какую-то улочку, откуда открылся вид на Колизей.
Вот как-то сразу впечатляет. Как-то сразу вызывает трепет, как подумаешь, как давно он был построен. Сразу как-то начинают возникать в голове какие-то картины древней жизни… В общем, мы подходили все ближе и ближе – и вот он уже весь перед нами. Спустились к нему по лестнице и увидели большую очередь. Но подумали, что она стоит на вход, посему пошли искать biglietteria. Обойдя вокруг почти весь Колизей, выяснили, что та очередь и есть очередь за билетами. Встали в нее, весьма быстро ее прошли, но оказалось, что это очередь только на проход к очередям за билетами, которые на самом деле значительно больше этой. Было решено идти на Палатинские холмы, там, говорят, очередь меньше. 

Через несколько торопливых шагов они оказались перед очень древней постройкой.

Триумфальная арка.
Каких в мире немало. Каждая уважающая себя европейская столица имеет такую арку. Да и не только столицы... Чем же эта отличается от всех остальных?
римская арка была возведена в честь победы одного императора над другим. Победы Константина над Максенцием, в битве на Мильвийском мосту.
Но на самом деле в Риме такие ситуации – правление двух императоров, а впоследствии и двух пап – возникали нередко и решались они часто именно в ходе битв. Но это была не просто банальная победа одного императора над другим. Это была победа христианства над язычеством. Согласно легенде, перед битвой Константину привиделся крест, он вооружился им и одержал победу над язычниками, а спустя некоторое время христианство стало официальной религией Древнего Рима. Если приглядеться, то можно увидеть надпись на арке, которая восхваляет победу Константина...



Пройдя по аллее от арки, мы оказались у входя в Palatino..
Очередь там тоже немаленькая, на самом солнцепеке, но значительно меньше, чем в Колизей. В общем, простояв около получаса, мы, наконец, попали к кассе. Билет стоит 12 евро, дает право на вход в Колизей и Palatino в течение 2-х дней, а что касается скидок для детей, то дети до 1 метра проходят бесплатно, а вот остальные – по полной стоимости, ибо скидки распространяются только на жителей Евросоюза... Открыты они для входа с 9 до 18:30.

Итак, мы в Palatino. Слово «Палатин» во всех европейских языках является синонимом дворца. В русский язык оно вошло как «палата». Палатинский холм (Palatino) - «колыбель» и сердце Древнего Рима, главный из семи легендарных холмов. Согласно преданию, здесь в глубокой древности поселились выходцы из Аркадии под предводительством Евандра и его сына Палланта.
Именно на Палатинском холме и возник Рим…
 Собственно, здесь находилась священная пещера волчицы, вскормившей близнецов Рема и Ромула. Здесь стоял домик Ромула и вырос терн из копья, брошенного им с Авентина... Здесь Ромул заложил город и пас скот…
  Здесь  много затененных мест, цветут маки, опять же есть fontanelle.

Территория Палатино огромна, мы бродили там часа 3 и не обошли ее полностью.


Сначала мы шли по тропинке, с которой открывался вид на Колизей и арку Константина,
а когда дошли до колонн, опять появилось то трепетное чувство, какое появляется при взгляде на Колизей. Как представишь себе, насколько древние эти развалины,  аж дух захватывает…
На территории священного религиозного Олимпа создается ощущение, что история выглядывает из-под  абсолютно каждого камня.

 Храм Весты, который заложил второй царь Рима, Нума Помпилий. Здесь несли вахту «огненные» римские жрицы, или весталки, и их задачей было хранить священный огонь и невинность. Разжечь огонь было проблемой в древнем мире (впрочем, как и сохранить невинность), потому что для его получения использовалась примитивная система: трение камня о камень. Была необходимость найти некую структуру, некий источник постоянно находящегося в распоряжении общества огня. Такой структурой стал этот храм, являясь символом домашнего очага, «очага государства», а священный огонь, который весталки постоянно в нем поддерживали, символизировал вечность Рима и незыблемость государства.
 





А это отлично сохранившийся храм Сатурна с его белыми ионическими колоннами на фоне ярко-синего неба. Храм в честь бога Сатурна был построен впервые в 489 году до н.э..

После он множество раз сгорал и возводился вновь и вновь. Во временя Республики здесь находилась римская казна и хранились государственные документы. Внутри стояла статуя бога Сатурна. 17 декабря возле храма устраивались Сатурналии - всеобщий праздник в честь бога Сатурна. В этот день никто не работал и не учился, в том числе рабы. Они даже ели вместе с господами. Это был своего рода день всеобщего равенства. Улицы были запружены народными толпами, все обменивались подарками. Естественно, совершались обряды жертвоприношения. Праздник был приурочен к окончанию земледельческих работ и началу отдыха.

Кстати, помимо самих колонн, древних стен, там везде еще лежат всякие обломки этих колонн…

Нафотографировавшись и насмотревшись на развалины Палатинских холмов, а также налив воды, мы вышли недалеко от Vittoriano.
Именно этот белоснежный дворец является визитной карточкой не только Пьяцца Венеции, но и Италии в целом.
 Его как только не называют. И «роялем», «свадебным тортом», и «пишущей машинкой», и «вставной челюстью», и «алтарем Отечества»... Оно посвящено Объединению Италии и построено оно в честь первого короля объединенной Италии – Витторио Эмануэле II, по проекту Саккони.
Почему все эти прозвища, от которых так и веет сарказмом?
Потому что его стиль выбивается из стиля римской архитектуры. Это сплошная эклектика с нагромождением деталей разных стилей и эпох. Римляне привыкли к гармонии и старине, и это непонятное, хоть и величественное здание многих раздражает.

Пройдя мимо через площадь Венеции мы так же видели две церкви справа, очень похожие друг на друга.
Они опять же очень большие и, видимо, очень красивые внутри, но, увы, времени забежать даже на секунду нет ни минуты, ибо нас ждет еще зоопарк.

Каким-то непостижимым образом, петляя по узким вымощенным улочкам Рима, пропитанным ароматом утреннего кофе, смешанного с ароматом свежей выпечки,  мимо пробуждающихся колбасных лавок, бутиков, панеттерий, кафешек и пастичерий мы вышли к, пожалуй, самому шикарному, помпезному и великолепному фонтану Рима – к фонтану Треви. 

Видеть этот шедевр вживую – это совсем не то же самое, что видеть его на фотографиях. Это действительно грандиозный триумф барокко, а брызги, переливающиеся на солнце или в огнях ночных фонарей, делают его похожим на некое драгоценное ожерелье.
Фонтан создал Никола Сальви, но с использованием набросков все того же Бернини. Из арки выезжает на колеснице Океан, который сидит в морской раковине. Тянут ее тритоны и гиппокампы. Девушка на правом барельефе указывает направление к источнику, от которого еще во времена императора Августа был проложен акведук Аква Верджине, по нему вода поступала от реки Аньене к Пантеону и термам.
 


Вода фонтана блестит и переливается на солнце.

Почти бегом мы неслись по Via del Corso (не зря у нее такое название – «улица бега»), на ходу выпив Granite, ибо запасы воды закончились. По этому поводу мы страшно обрадовались, когда увидели, что на Piazza del Popolo есть фонтанеллы! Piazza Del Popolo не очень многолюдная, ибо, видимо, не все туристы сюда добираются. Ведь стоит она в отдалении от главных туристических объектов. Поэтому здесь более спокойно. В центре площади возвышается монумент, который как стрела устремляется в голубое небо.

Но мы пролетаем мимо него к фонтанеллам – и жадно набрасываемся на воду.

Оттуда мы карабкаемся по лесенке вверх к вилле Боргезе и выходим на смотровую площадку, где Рим лежит как на ладони… Внизу крыши домов, над которыми величественно возвышаются купола церквей. Красотища! Bellezzeza del Moldo! Тут и правда веришь в высказывание, что Рим – культурная столица мира.


Вилла Borghese – это оазис Рима. Тенистые аллеи позволяют практически полностью укрыться от римского зноя, прохлада позволяет легче дышать.
Территория виллы достаточно большая, но заблудиться там вряд ли можно, ибо в некоторых местах есть карты с маршрутами, а практически везде – таблички с указателями. Немного не дойдя до Зоопарка, мы минут на 15 зависли у фонтанеллы: никак не могли напиться.

Потом мы попали-таки в Зоопарк, о чем я расскажу отдельно.

А на следующий день мы пошли в Колизей по той самой карточке. 

В 72 г.н.э. на месте искусственного озера, первоначально являвшегося частью комплекса Золотого Дома императора Нерона, император Веспасиан Флавий начал строительство Амфитеатра Флавиев (таково полное название этого грандиозного сооружения) или COLOSSEUM на латинском.



Несмотря на многочисленные повреждения, нанесенные пожарами, землетрясениями и грабежами, он пережил столетия и продолжает впечатлять своими «колоссальными» размерами.

Колизей продолжает оставаться самым большим амфитеатром в мире. Его размеры  действительно колоссальны: овал 189 на 156 метров, высотой 48 метров. Колизей имеет 80 входов и вмещает 50 000 зрителей, что на 8 500 тысяч больше, чем может вместить новый стадион Ювентуса.

Собственно говоря, его построили всего за восемь лет. Строительство шло и днем, и ночью. И только на его внешнюю стену ушло более 100 тысяч кубических метров травертина. Никакой современной техники при строительстве, разумеется, не использовали, но о качестве говорить не приходится: Колизей пережил три сильнейших землетрясения, ливни заливали его, а солнце – иссушивало.

В чем же его секрет?

В уникальности монолитного фундамента. Его заложили на месте искусственного озера, которое изначально было частью парка Золотого дома императора Нерона. Дно этого озера было идеально ровным, уплотненным массой воды. Его и залили бетоном толщиной более 8 метров. Именно эта колоссальная бетонная подушка является фундаментом Колизея на протяжении почти двух тысяч лет.

Это сооружение по своим размерам превосходит все амфитеатры, когда-либо построенные в Древнем Риме. А теперь официально признанное одно из 7 чудес света, построенное человеческими руками.






Как представишь, что тысячи лет назад здесь шли гладиаторские бои, а на этом самом месте, где сейчас стоишь ты, стояли, может, великие правители Древнего Рима… а если даже не правители, то все равно стояли люди, которые жили тысячи лет назад… нереально… к тому же повсюду лежат обломки колонн и других составляющих здания… а еще, прикасаясь к стенам Колизея, ощущаешь, что прикасаешься к вечности… абсолютно нереальные и непередаваемые ощущения. Их нужно испытать, для чего нужно ехать в Рим и идти в Колизей.

Под конец мы попали в ту зону Колизея, где представлены предметы, которые были обнаружены, видимо, при археологических раскопках: всякие обломки колонн, вазы, орудия труда, скульптуры…


В общем, впечатляет – это не то слово! Прогуляли мы по Колизею около 1,5 часов, но можно прогулять и больше.

От Колизея мы двинулись в сторону Пантеона и оказались на Piazza San’Ignanzio и зашли в одноименную церковь. Иезуитская церковь Sant Ignazio - барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г.


 
Потолок покрыт фреской фантастической красоты, невероятной сочности красок и потрясающей перспективы, которая создает ощущение полета куда-то ввысь.Это работа Андреа Поццо и изображает она жизнь святого Иньяцио,


Но есть еще более удивительная деталь в этой базилике.
Купол… Только он нарисованный.
Это тоже работа Андреа Поццо, он тоже умел рисовать в стиле анаморфизма. Предполагают, что в церкви должен был быть построен купол, но потом в экономических целях его решили просто нарисовать. Если смотреть на этот купол прямо, отличить его от настоящего почти невозможно, потому что Поццо сумел передать перспективу фантастическим образом. Помимо того, что он был художником, он был еще и математиком. Вероятно, именно это и позволило ему создавать такие шедевры перспективы.






Потом мы стали искать магазин Bertucci – магазин Буратино.



Этот магазин - любимая достопримечательность детей Рима. Здесь можно купить настоящего Буратино. Ведь именно в Риме в "Газете для детей" в 1881 г. была впервые напечатана сказка Карло Коллоди "Пиноккио" - одна из самых смешных и самых трогательных книг мировой детской литературы(кстати, работает он чуть дольше установленного времени, дольше 19:30). Там много милых вещичек. http://www.bartolucci.com/

Оттуда мы вышли к Пантеону. Тоже весьма впечатляющее строение!


Построен он Марком Агриппой, о чем гласит надпись над его входом, и посвящен он всем богам прошлого, настоящего и будущего. На сегодняшний день это могила королей Италии. А еще здесь захоронен Рафаэль Санти. Первоначально Пантеон представлял собой типичную греческую базилику. Потом его дополнили портиком, колоннами, а главное – куполом.
Пантеон послужил образцом для многих других известных куполов, потому что имеет совершенное сочетание пропорций.

  Купол Пантеона является шедевром инженерной мысли. Он сооружен из монолитного бетона, который римляне первыми стали широко использовать, без создания металлической арматуры. Купол был возведен с помощью деревянной опалубки, которую убрали после того, как бетон застыл. Внутри он украшен пятью рядами из двадцати восьми кессонов... 

Что же касается этих кессонов, то они носят не только декоративное значение, создавая иллюзорную легкость, но и конструктивное: они снижают толщину, а значит и массу купола с увеличением высоты. Вес этого купола также снижен за счет отверстия в нем, называемого «Оком Пантеона».  Через него сюда проникает дневной свет. То есть с древних времен это отверстие было источником освещения храма. Через него вот уже 2000 лет сюда проникает свет, а с ним и дождь со снегом, не разрушая Пантеон. И никому никогда не приходило в голову отверстие это закрыть, потому что считается, что оно связывает Пантеон с небом, а значит, и с богами.

 Есть еще один удивительный факт: если купол продлить вниз, то есть сделать из него сферу (а сфера – это идеальная форма, символизирующая Вселенную), то своей нижней вершиной он коснется пола в самом центре храма. Таким образом, Пантеон отражал представления римлян о мироздании и олицетворял небосвод.

А перед Пантеоном стоит фонтан с весьма занимательными скульптурами.



Далее мы направились в сторону Ларго ди Торре Арджентина, поприветствовать колонию кошек.  На развалинах в лучах ласкового римского солнца грелись самые разнообразные кошки. Одна из них сидела совсем близко, на парапете остатков древней стены.

Кошки тоже вершили историю Рима. Они, как и гуси, спасли Рим, причем не так давно: всего лишь в прошлом столетии.

 Почитание кошек пришло в Рим еще в тридцатые года до нашей эры, когда была покорена Александрия. С тех самых пор эти животные олицетворяли божественную силу, свет и плодородие, и убийство кошки каралось смертью. Что же касается того спасения, о котором говорил я, то когда археологи проводили здесь раскопки в начале XX века, то нарушили какие-то перегородки под землей. И на улицы Рима высыпало несметное полчище крыс и мышей. Тогда правительство доставило сюда несколько десятков самых обычных кошек, которые занялись ликвидацией этой напасти. С тех пор они живут здесь, как истинные и единственные хозяева Вечного города. В 2001 году государственные власти объявили кошек частью исторического наследия Рима. Считается, что они имеют древнюю связь с античным Римом, а сами они стары, как руины этого города. Волонтеры подкармливают их, лечат, стерилизуют и знают каждую кошку по имени. То есть эти звери имеют здесь официальную регистрацию места жительства. Это дает им еще больший повод взирать на римлян свысока.
 

На Рим уже опускались семерки, поэтому полуразваленные колонны утопали в вечерней мгле, а кошаки отдыхали, развалившись на древних развалинах. Но одна кошка сидела в досягаемой близости, лениво посмотрев в наш объектив.



Смеркалось… на Via del Salvatore мы зашли в кафе самообслуживания, где плотно поели пастой, лазаньей и арбузом, запивая все это водой из источника, который прямо в этом кафе. Еда там вкусная и разнообразная, но по сути это студенческая столовая, где оглушительно галдят студенты. Они набегают туда пугающими и всесносящими толпами, энергично жестикулируя во время громкого оживленного разговора. В общем, разговаривать между собой нереально, ибо ничего не слышно. Но обычные посетители там есть. Эти студенты едят по каким-то талонам, а обычные посетители заказывают, что хотят, но там можно взять большую порцию пасты с большим бокалом пива, кажется, за 7 евро.

Итак, поев, мы взяли курс к испанской лестнице через фонтан Треви. Бродили по уже темным улицам, пытаясь найти путь к фонтану. Правда, бродить не страшно, ибо везде в кафешках сидит приличный народ, но время-то уже много… кое-как выбрались к фонтану. Ночью он красиво подсвечен, но народу тут – не протолкнешься!   



К тому же африканцев, что настойчиво впаривают всякую чушь, больше. Или впаривают они настойчивей. Ну, зачем навязчиво впаривать мне солнечные очки и шляпки, если все это уже на нас одето?! Еще они предлагают сфоткать вас за 5 евро. И розы предлагают у них купить, разводя всякими речами… Уж, не знаю, как бы они отреагировали на итальянский мат (и хотя мат у итальянцев - непременный атрибут речи, но воспитание все равно почему-то не позволяет его использовать), но фразы вроде "non abbiamo i soldi!" (у нас нет денег!) отбивают у них охоту приставать.

От фонтана Треви мы достаточно быстро добрались до Испанской лестницы (кстати, по всему городу разбросаны указатели на основные достопримечательности). Но то ли мы были уставшие уже, то ли ночью вид не тот, но эта лестница нас не особо впечатлила. Да, она красивая, большая, на вершине стоит церковь...

Построена она по проекту Алессандро Спекки и Франческо Де Санктиса. Пожалуй, это одно из самых что ни на есть культурных и туристических мест, и если ты придешь сюда позже, особенно вечером, то все ее 135 ступенек будут заняты расслабленными римлянами, шумными студентами и уставшими туристами. Но Бернини тоже поучаствовал в композиции площади.
 Кстати, церковь, к которой ведет лестница, тоже достойна внимания. Она прилегает к монастырю, где находятся фрески в стиле анаморфоза. Когда ты смотришь на них с определенной точки коридора, ты видишь Сан-Франческо ди Паоло во время молитвы  и Сан-Джованни, пишущего Апокалипсис. С другой же точки коридора твоему взору предстанут спокойные пейзажи…



Чтобы увидеть Рим хотя бы немножечко, нужно дня 3-4. Но это так мало, на самом деле...
Чтобы изучить весь Рим, вряд ли хватит всей жизни...


P.S. На правах саморекламы! Всем, кто любит читать истории о жизни, приглашаю окунуться в мир моих книг. В каждой из них интересная история, чаще всего о любви, погруженная в атмосферу какого-нибудь итальянского города. Benvenuti!

 июнь, 2012

Nessun commento:

Posta un commento